Эзотерическая беседа |
|
| Медиумы | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Гость Гость
| Тема: Медиумы Сб Дек 20, 2008 8:49 pm | |
| Медиумы
Ме́диум — чувствительное физическое лицо, которое, как уверждается псевдонаукой, служит связующим звеном между т.н. потусторонним миром (духами умерших, духами-неинкарнантами, демонами, ангелами и т. д.) и миром ныне здравствующих людей. Медиумизм используется в практике спиритуализма, а также в эспиритизме, кандомбле, умбанда и других эзотерических традициях. История медиумизма История медиумизма нисходит к далекой древности. Одна из самых известных историй такого рода — ведьма Эндора, которая, согласно Библии, призвала дух пророка Самуила, чтобы позволить царю Саулу расспросить своего бывшего наставника о грядущем сражении.
Одна из первых книг, посвященных установлению контакта живых с умершими, «Dialogues with the Dead», была написана Джорджем (Первым бароном) Литтлтоном и издана в 1760 году.[1] В числе «духов», упоминавшихся в этом трактате, были Пётр Великий, Перикл, «Североамериканский дикарь», Уильям Пенн и Кристина (королева Швеции).
Широкое распространение медиумизм получил в США и Европе после становления спиритуализма как формы религиозного движения — начиная с 1848 года, когда в Гайдсвилле сёстры Фокс вступили в контакт с невидимой сущностью в своем доме. В середине XIX века широкую известность такде получили медиумы Паскаль Беверли Рандольф, Эмма Хардинг-Бриттен и Дэниэл Данглас Хьюм. О медиумах и медиумизме много писал Аллан Кардек, который в 1860 году ввёл термин спиритизм.
По мере того, как к изучению феномена приступили серьёзные ученые, стали появляться сообщения о случаях массового мошенничества среди медиумов. Вместе с тем, многие из медиумов, которые время от времени разоблачались наблюдателями (например, Эвсапия Паладино) демонстрировали и явления, реальность которых подтверждалась независимыми наблюдателями, в числе которых были известные ученые (Оливер Лодж, Уильям Крукс, Шарль Рише и др.) Изучение медиумизма В Британии исследованием медиумизма, в частности, аспектов его, связанных с телепатией и ясновидением, занялось Общество психических исследований. Публикации в Journal of the Society for Psychical Research имели, как правило, критический характер, но в некоторых случаях исследователи признавали факты подлинного медиумизма и реальность демонстрировавшихся на сеансах паранормальных явлений. [2]
В университете штата Аризона на факультете психологии была организована специальная исследовательская программа VERITAS в лаборатории по Изучению сознания и здоровья (Laboratory for Advances in Consciousness and Health) под руководством Гэри Шварца. Своей целью она поставила проверку утверждений, что какая-то часть сознания умершего сохраняет свою индивидуальность после смерти. Программа исследований VERITAS была одобрена академическим советом унивеситета. Разновидности медиумизма Различают два основных вида медиумизма: ментальный (трансовый) и физический. Ментальный медиумизм подразумевает возможность общениями духов и медиума посредством телепатии. При этом медиум «слышит», «видит» или «чувствует» информацию, которая передается ему духом-посредником и в свою очередь передает её присутствующим (которых именуют «заседающими» — «sitters»). [4] Наиболее распространёнными разновидностями ментального медиумизма являются «прямой голос» (или «речевой медиумизм») и автоматическое письмо.
Физический медиумизм в спиритуализме подразумевает энергетический контакт «духа» с миром живущих посредством медиума, в результате чего последний демонстрирует различные паранормальные явления: материализацию, аппорты, психокинез, левитацию и т. д.
К числу граничных медиумических явлений, сочетающих в себе признаки как ментального, так и физического медиумизма, относится, в частности, феномен «спиритической фотографии». Фотографический медиумизм В 1861 году гравёр Уильям Г. Мамлер из Бостона выставил на обозрение фотографии, которые, как он утверждал, помимо его воли содержали в себе нечто, явившееся из потустороннего мира. Феномен вскоре обрёл популярность и стал известен как «спиритическая фотография». Мамлер утверждал, что поначалу это происходило у него непроизвольно: он просто обнаруживал на своих пластинках «двойников» живых людей и какие-то загадочные фигуры, совершенно видеть их там не желая. По его стопам в Британии пошёл Томас Слейтер, причем (если верить некоторым последователям спиритуализма) его участие было предсказано в 1856 году на сеансе, который Слейтер проводил в Лондоне с лордом Бругемом и Робертом Оуэном. [5] Ряд исследователей удостоверили подлинность фотографий: в их числе был натуралист сэр Рассел Уоллес, который писал в книге «О чудесах и современном спиритуализме»:
Первым и несомненным успехом было появление изображения двух голов на обратной стороне фотографической пластинки с портретом его сестры. Одна из этих голов, вне всякого сомнения, принадлежала лорду Бругему; другая, менее чёткая, изображала Роберта Оуэна, с которым мистер Слэйтер общался лично до самого момента его смерти. [6][7]
По словам А. Конан Дойля, начиная с 1861 года появилось около 30 признанных медиумов психической фотографии, в том числе Хоуп, Хадсон, Паркес, Уайли, Бюге, Бурнель и Дюгид. Впоследствии, однако, стали появляться сообщения о том, что Мамлер занялся производством подделок, что значительно подпортило его репутацию и даже в какой-то момент стоило ему свободы. Мамлер, скончавшийся в полной нищете в 1884 году, описал свою карьеру в книге «Личные опыты Уильяма Г. Мамлера в фотографировании духов», экземпляр которой хранится в Британском музее. Духи-наставники В западном спиритуализме «духом-наставником» («Spirit guide») или «духом-связным» (spirit communicator) принято называть бестелесную духовная сущность, устанавливающую с медиумом постоянный контакт — как правило, руководствуясь благородными целями (для дачи советов, наставлений и т. д.). [9]Термин дух-оператор (spirit operator) используется в отношении сущности, которая использует медиума в качестве энергетического источника.[10]
В раннем спиритуализме в роли духов-наставников нередко выступали этнические индейцы. [11] Одним из самых популярных персонажей спиритических сеансов XIX века в США был некто, именовавший себя «Белым ястребом» (любопытно, что в негритянских общинах того же рода, в частности, основанных Матерью Лифи Андерсон, активно действовал, «Черный ястреб»). Среди «наставников» были также древние китайцы и египтяне. Термин этот также употребляется иногда по отношению к «ангелам» и «духам природы»; в некоторых случаях (чаще всего в шаманизме) — даже к животным. [12] [13]
Медиум Элис Бэйли также описывала опыт общения с «духом», которого она именовала «тибетцем». |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Медиумы Сб Дек 20, 2008 8:50 pm | |
| Критика медиумизма При том, что не только последователи спиритуализма, но и многие ученые (включая тех, что работали в рамках ОПИ), утверждают, что истории известны как минимум несколько медиумов, демонстрировавших подлинные явления, в обществе и науке преобладает скептическое отношение к медиумизму. Статья об этом феномене в Encyclopedia Britannica делает акцент на том, что «…один за другим <спиритуалистские> медиумы уличались в мошенничестве, иногда используя трюки, заимствованные у сценических „магов“, с тем, чтобы убедить присутствующих в наличии у них паранормальных способностей». В статье отмечается также, что «…вскрытие широкомасшатбного жульничества, происходившего на спиритических сеансах, нанесло серьезный ущерб репутации движения спиритуализма и в США задвинуло его на общественную периферию».
В числе тех, кто отрицает медиумизм, — как атеисты, так и теисты, которые — либо не верят в существование «духов умерших», либо отрицают возможность прижизненного контакта с ними посредством медиумов. В аргументации, выдвигаемой критиками медиумизма, упоминаются «самообман», «вмешательство подсознания», использование иллюзионистских трюков, фокусничество и подлог.
Серьёзные разногласия в трактовке медиумизма существуют между последователями спиритуализма и теософии. Мэнли Холл в книге «Оккультная анатомия человека», определяя разницу между ясновидением и медиумизмом, критикует последний:
Ясновидящий — это тот, кто поднял спинную змею в мозг и ростом своим заслужил право зрения невидимых миров с помощью третьего глаза или шишковидной железы. Ясновидящими не родятся: ими становятся. Медиумами не становятся: ими родятся. Ясновидящий может стать таковым после долгих лет, иногда целых жизней строжайшей самодисциплины; с другой стороны медиум, сидя в темной комнате или при помощи схожих методов, может прийти к результатам через несколько дней... Медиумизм для человека ненормален, тогда как ясновидение является естественным результатом и развитие духовной природы его. [16]
Согласно Теософскому словарю Е. П. Блаватской:
…Верование в постоянное общение живых с мертвыми, либо посредством собственных медиумистических способностей, либо через так называемого медиума, — это ни что иное, как материализация духа и деградация человеческой и божественной душ. Верующие в подобные сношения просто бесчестят умерших и постоянно кощунствуют. В древности это справедливо называлось «Некромантией». [17]
С точки зрения отдельных представителей христианства, способности медиума проявляются у людей одержимых бесами. Опасности медиумизма Парапсихология рекомендует с крайней осторожностью проводить эксперименты с медиумизмом, считая, что, поскольку в этих случаях задействованны глубинные слои подсознания медиума, любая неожиданность в ходе сеанса может вызвать непредсказуемую реакцию и самые неожиданные последствия. В частности, — при том, что некоторые «материализации» ведут себя на сеансах подчас вызывающе-игриво, — физический контакт с ними может оказаться опасным.
Случай с Марией Зильберт Эдальберт Авиан, автор биографии медиума Марии Зильберт, так описывает поведение последней после того, как он во время сеанса не удержался и (по собственному признанию) «приласкал» оформившуюся из ее эктоплазмы девушку-"духа":
Дверь открылась сама собой. На пороге стояла Мария Зильберт или, точнее, призрачное ее подобие. Она глядела на меня, и глаза ее горели зеленым светом. За эти несколько минут Мария заметно выросла: теперь она была на голову выше меня. Черты лица ее застыли, превратившись в безжизненно-серую угрожающую маску. Ее тело время от времени испускало электрические разряды, сверкавшие, как молнии. Я почувствовал себя неважно (тем более, что мучался еще и угрызениями совести) и попятился в гостиную. Медиум, передвигаясь как робот, последовала за мной. Она медленно приближалась к выключателю...[18]
Авиан спасся бегством в одну из комнат и запер за собой дверь, однако несколько минут спустя впервые в жизни «…увидел процесс взаимопроникновения материи», который назвал «ужасным» зрелищем, «противоречащим всем законам природы»:
Я стоял, глядя на входную дверь, достаточно светлой окраски. Вдруг мне показалось, что посередине она стала полупрозрачной. В тот же момент сквозь нее стали проникать тусклые всполохи света. Я прыгнул еще на пару ступенек вверх, поближе к верхнему этажу квартиры, и присел на пол. Прозрачная часть двери стала теперь чуть темнее остальной поверхности, и сквозь нее проглянул женский силуэт. Затем на высоте примерно двух метров от пола показалась полуоформившаяся голова. Вспышки молний стали ярче и отчетливее. Дверь - моя единственная защита - явно становилась для них все более проницаемой. Затем разряды прекратились, последовала мощная вспышка, и медиум показалась в двери, но не в обычном виде, а как бы сжавшись в плоскость, сократившись на одно измерение. Тело ее словно оказалось в натуральную величину спроецированным на дверную поверхность. Я ошеломленно наблюдал за происходящим, не зная, бежать ли на верхний этаж или задержаться еще. Последовала новая вспышка. Мария Зильберт вышла из дверной плоскости и направилась ко мне. Тяжелые шаги гулко загрохотали по ступенькам. Ее лицо, искаженное еще более дикой, чем прежде, гримасой, было запрокинуто вверх. Я окончательно утратил самообладание и, перепрыгивая через четыре ступеньки, побежал на второй этаж. [18]
Нандор Фодор отмечает, что рассказ Э. Авиана, служит своего рода «обратным вариантом» истории феномена, известного как «плоская материализация». Так, на сеансах, которые барон Шренк-Нотцинг проводил с медиумом м-ль Биссон, последняя, если верить присутствующим, материализовывала двухмерные фигуры, неоднократно фиксировавшиеся фотокамерой. Снимки этих пространственных изображений до такой степени напоминали газетные вырезки, что скептики не раз пытались разыскать издания, из которых они были изъяты. Впоследствие в парапсихологии возникло предположение, что такого рода пространственные «шаржи» есть не что иное, как умственные образы, сверхъестественным образом вынесенные разумом в пространство. С другой стороны (отмечает Н.Фодор) предположение о том, что не «дух», но медиум могла «ужаться» в плоскость, чтобы преодолеть материальное препятствие (как это якобы сделала Мария Зильберт), выглядит невероятным.
Медиумизм сегодня Начиная с 30-х годов ХХ популярность спиритического медиумизма стала сходить на нет; на смену ему постепенно пришла техника ченнелинга, в настоящий момент ассоциирующаяся с традициями движения «нью эйдж». Медиумизм в традиционном смысле этого слова по-прежнему практикуется в сообществе спиритуалистических церквей, в частности, в рамках британской ассоциации National Spiritualist Association of Churches (NSAC).
Спиритуалистские церкви В современных спиритуалистских церквях общение с умершиими входит в рутинную религиозную практику. Термин «сеанс» при этом используется редко: здесь чаще говорят о «приеме посланий». Как правило, такие заседания проходят не в затемненных комнатах, а в ярко освещенных церковных холлах или на открытом воздухе в лагерях спиритуалистов (таких, как Lily Dale в штате Нью-Йорк или Camp Cassadaga во Флориде). Как правило, «посланническая служба» или «демонстрации вечности жизни» (в терминологии служителей) проходят в открытом доступе для всех желающих. В некоторых церквях службе предшествуют целительские сеансы. [19]
Помимо «духов», имеющих родственное отношение к кому-то из гостей или непосредственно к медиуму, иногда вызываются сущности, так или иначе связанные с историей данной спиритуалистской церкви. Примером последнего может служить «Черный ястреб» (Blackhawk), краснокожий индеец племени Фокс, который жил в XIX веке и был духом-наставником медиума Лифи Андерсон. [20] В латиноамериканской религии Espiritismo, во многом родственной спиритуализму, сеансы называются «мессами» (misas). «Духи», здесь вызываемые, как правило представляются католическими святыми.
(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%83%D0%BC#cite_note-sex-17) |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Медиумы Сб Дек 20, 2008 8:52 pm | |
| О МЕДИУМАХ Медиумы для физических явлений - Электрические особы - Медиумы чувствующие, или впечатлительные - Медиумы слышащие - Медиумы говорящие - Медиумы видящие - Медиумы-сомнамбулы - Медиумы-целители - Медиумы-пневматографы Всякий, кто чувствует в какой бы то ни было степени влияние духов, по этому самому уже медиум. Эта способность врождена человеку и, следовательно, не есть исключительная привилегия избранных. Вот почему мало встречается людей, у которых не было бы зачатков этой способности. Можно сказать, что почти все люди медиумы. Несмотря на то, принято давать это название только тем, у которых медиумическая способность обнаруживается очевидными явлениями, что зависит уже от организации, более или менее чувствительной. Нужно заметить между прочим, что эта способность проявляется не у всех одинаковым образом. Медиумы обыкновенно имеют особенную способность к тому или другому роду феноменов, что составляет между ними столько же разнообразия, сколько есть родов явлений. Главнейшие видоизменения следующие: медиумы для физических явлений, медиумы чувствующие или впечатлительные, слышащие, говорящие, видящие, сомнамбулы, целители, пневматографы, медиумы пишущие, или психографы.
1. Медиумы для физических явлений
Медиумы для физических явлений более способны производить матерьяльные феномены, как-то: движение неподвижных тел, шум, стук. Их можно разделить на медиумов произвольных и медиумов невольных. Медиумы произвольные - те, которые сознают свою особенность и которые производят спиритические феномены действием своей воли. Хотя эта способность, как мы сказали, и свойственна человеческому роду, но далеко не все обладают ею в одинаковой степени. Если мало таких лиц, у которых эта способность не существовала бы вовсе, то лиц, способных производить значительные явления, как, например, приведение твёрдых тел в висячее положение в пространстве, поднятие на воздух и в особенности произведение явлений, видимых для нашего глаза, ещё меньше.
Явления самые простые суть круговращательное движение предмета, удары, производимые поднятием этого предмета или слышимые внутри самого вещества. Не придавая особенной важности этого рода феноменам, мы, однако же, советуем не пренебрегать ими. Они могут доставить случай к любопытным наблюдениям и содействовать убеждению. Замечательно, что к матерьяльным явлениям редко бывают способны те, которые располагают более совершенными способами сообщения, как-то: написанием или словесной беседой. Вообще способность эта уменьшается по мере того, как другая развивается.
Медиумы невольные, или природные, суть те, влияние которых обнаруживается без их ведома. Они не сознают вовсе своей силы, и часто всё, что происходит вокруг них, не кажется им необыкновенным. Это составляет их принадлежность точно так, как есть особы, одарённые двойным зрением, которые вовсе этого не подозревают. Эти субъекты заслуживают наблюдения, и не должно упускать случаев собирать и изучать факты, когда они представляются; эта способность проявляется во всяком возрасте, и даже часто у детей. Эта способность сама по себе не есть признак состояния патологического, потому что совместима с совершенно здоровым состоянием тела. Если тот, кто ею пользуется, болен, то это происходит от иных причин, и потому терапевтические средства не могут уничтожить её. Она может иногда быть сопровождаема некоторым органическим расслаблением, но никогда не может быть прямой причиной этого расслабления. Следовательно, неблагоразумно опасаться её. В гигиеническом отношении она в таком только случае может быть вредна, если особа, сделавшаяся произвольным медиумом, будет употреблять эту способность во зло, потому что тогда будет слишком много отделяться жизненного тока и вследствие этого может произойти ослабление органов.
Ум возмущается при мысли о нравственных и телесных мучениях, которым наука подвергала иногда слабые и нежные существа с целью удостовериться, нет ли с их стороны какого-либо подлога. Эти опыты, сделанные большей частью с неблагожелательностью, всегда вредны для чувствительных организаций. Делать подобные испытания - значит играть жизнью. Добросовестный наблюдатель не имеет надобности прибегать к подобным средствам. Тот, кто свыкся с феноменами этого рода, знает очень хорошо, что они более относятся к разряду феноменов психических, чем физических, и что напрасно стали бы искать разрешения их в наших точных науках. По одному тому, что эти феномены относятся к разряду явлений психических, нужно всеми мерами стараться избегать того, что может раздражать воображение. Все знают, какие несчастья может причинить страх, и было бы лучше, если бы знали все случаи сумасшествия и падучей болезни, которые произошли от рассказов о ведьмах и оборотнях. Что же будет, если станут уверять, что тут действует дьявол? Те, которые внушают подобные идеи, не знают, какую они берут на себя ответственность: они могут стать убийцами. Кроме того, опасность существует не только для того лица, которое стращают. Она может также распространяться и на окружающих: некоторые могут быть напуганы мыслью, что их дом есть притон демонов. Это пагубное верование было причиной множества жестокостей во времена невежества. Между тем, рассуждая сколько-нибудь логично, могли бы понять, что, сжигая тело, признаваемое одержимым бесом, они не сжигали самого беса. Так как желали отделаться от беса, то следовало уничтожить его самого. Спиритическое Учение, открыв нам истинную причину всех этих феноменов, оказывает ему милость. Итак, вместо того чтобы возбуждать подобную идею, нужно - и даже это обязанность морали и человеколюбия - опровергать её, если б она и существовала.
Если медиумическая способность начнёт в ком-либо развиваться самопроизвольно, то надо предоставить этот феномен его естественному ходу: природа благоразумнее человека. К тому же Провидение имеет свои виды, и самый ничтожный человек может сделаться орудием исполнения самых великих планов. Но нужно сознаться, что феномен этот достигает иногда размеров утомительных и несносных для окружающих; в этих случаях вот что нужно делать. Мы уже дали некоторые советы по этому предмету, сказав, что нужно стараться войти в сношение с духом, чтобы узнать от него, чего он желает. Следующее средство основано на наблюдении.
Невидимые существа, заявляющие своё присутствие физическими явлениями, вообще суть духи низшего разряда, которых можно покорить психическим воздействием. Эту-то нравственную власть и нужно стараться приобрести. Чтобы достигнуть этого влияния, надо заставить субъекта перейти из состояния медиума природного в состояние медиума произвольного. Тогда происходит действие подобное тому, какое бывает в сомнамбулизме. Известно, что натуральный сомнамбулизм прекращается, когда его заменяет сомнамбулизм магнетический. Способность души освобождаться на время тем не прекращается, ей только даётся другое направление.
То же самое бывает и с медиумической способностью. Для чего, вместо того чтобы препятствовать феноменам, в чём редко преуспевают и что не всегда может быть безопасно, надо побуждать медиума производить их по собственной его воле, заставляя духа повиноваться. Этим средством он может подчинить его, и из властителя, нередко тирана, сделать его существом подчинённым и иногда весьма покорным. Здесь нужно заметить, и это оправдывается опытом, что в подобном случае ребёнок имеет столько же, а частью и более власти, чем старик: новое доказательство в подтверждение того главного пункта Учения, что дух может быть ребёнком только телом и что он сам по себе имел необходимое развитие, предшествовавшее настоящему его воплощению и могущее дать ему власть над духами, которые ниже его. Делать нравственные наставления духу посредством советов третьего лица, могущего иметь влияние и опытного, если сам медиум не в состоянии этого сделать, есть часто средство весьма действенное.
Электрические особы К этой категории медиумов, повидимому, принадлежат особы, одарённые естественным электричеством, производящие посредством одного прикосновения притяжение и отталкивание предметов. Впрочем, на них нельзя смотреть как на медиумов, потому что действительный медиумизм заставляет предполагать непосредственно вмешательство духа. В этом же случае наблюдения доказали, что электричество есть единственный деятель этих феноменов. Эта странная способность, которую почти можно назвать болезнью, может иногда соединяться с медиумизмом, как это видно из истории стучащего духа в Бергцаберне. Часто она бывает совершенно независима. Единственное доказательство вмешательства духов, как мы сказали, есть разумный характер явлений. Когда же характер этот не обнаруживается, то смело можно приписывать явления причинам физическим. Остаётся узнать, имеют ли электрические особы больше других способность сделаться медиумами для физических явлений. Мы думаем, что да. Но только одни наблюдения могут решить этот вопрос. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Медиумы Сб Дек 20, 2008 8:54 pm | |
| 2. Медиумы чувствующие, или впечатлительные
Так называют особ, способных чувствовать присутствие духов посредством неясного впечатления, особенного рода ощущения во всех членах, в котором они сами не могут дать себе отчёта. Это видоизменение медиумов не имеет резкого характера. Все медиумы впечатлительны. Поэтому впечатлительность скорее качество общее, чем частное. Это способность первоначальная, необходимая для развития всех прочих. Но она отличается от впечатлительности нервных людей, с которой её не нужно смешивать. Есть особы, не имеющие слабых нервов и которые более или менее чувствуют присутствие духов, между тем как другие с весьма раздражительной натурой не чувствуют его вовсе. Эта способность развивается вследствие привычки, и можно приобрести такую чувствительность, что тот, кто ею одарён, узнает по чувствуемому им впечатлению не только хорошую или дурную натуру духа, находящегося подле него, но даже и его индивидуальность, как слепой узнаёт, неизвестно почему, приближение той или иной особы. Добрый дух всегда делает впечатление нежное и приятное, злой же, напротив, тягостное, беспокойное и неприятное. Это как бы некоторого рода ощущение чего-то нечистого. 3. Медиумы слышащие
Они слышат голоса духов. Иногда, как мы сказали, говоря о пневматофонии, это бывает внутренний голос, который слышит душа. Иногда же это голос наружный, ясный и внятный, как голос живого человека. Таким образом, медиумы слышащие могут вступать в разговор с духами. Если они привыкли сообщаться с известными духами, то тотчас же узнают их по звуку их голоса. Если кто сам не одарён этой способностью, тот может сообщаться с духом через посредство медиума слышащего, который в таком случае исполняет должность переводчика. Эта способность очень приятна, когда медиум слышит только добрых духов или тех только, которых сам призывает. Но не то бывает, когда какой-нибудь злой дух привязывается к медиуму и заставляет его слышать вещи самые неприятные, а иногда и самые неприличные. В таком случае надо стараться от него отделаться с помощью средств, которые мы укажем в главе об одержании.
4. Медиумы говорящие
Медиумы слышащие, которые только передают то, что слышат, собственно не медиумы говорящие. Эти последние очень часто ничего не слышат. У них дух действует на органы речи точно так же, как он действует на руку медиумов пишущих. Дух, желая сообщаться, пользуется из всех органов медиума тем органом, который легче поддаётся его влиянию. У одного он заимствует руку, у другого речь, у третьего - слух. Медиум говорящий изъясняется вообще, не сознавая сам, что говорит, и часто говорит такие вещи, которые совершенно выходят из круга обыкновенных его идей, его познаний и даже его умственных способностей. Хотя в это время он бывает совершенно бодрствующим и в состоянии нормальном, но редко помнит то, что говорил. Словом, язык его есть орудие, которым пользуется дух, а с ним постороннее лицо может войти в сношение точно так же, как бы оно могло это сделать через посредство медиума слышащего. Пассивность медиума говорящего не всегда бывает одинакова. Есть такие, которые сознают то, что говорят, даже в ту самую минуту, когда произносят слова. Мы возвратимся к этому видоизменению, когда будем говорить о медиумах сознательных.
5. Медиумы видящие
Видящие медиумы одарены способностью видеть духов. Некоторые из них пользуются этой способностью в нормальном состоянии, во время совершенного бодрствования и сохраняя точное воспоминание виденного; другие же только в состоянии сомнамбулическом. Эта способность редко бывает постоянна. Она проявляется почти всегда только по временам. В разряд медиумов видящих можно поместить всех особ, одарённых двойным зрением. Возможность видеть духов во сне происходит, без сомнения, от некоторого рода медиумизма, но не составляет ещё, собственно говоря, медиумов видящих.
Видящие медиумы, точно так же как и одарённые двойным зрением, думают, что видят глазами. В действительности же видит их душа, и вот почему они видят так же хорошо с закрытыми глазами, как и с открытыми. Из этого следует, что и слепой может видеть духов. В этом отношении было бы очень интересно исследовать, чаще ли встречается эта способность у слепых, чем у одарённых зрением. Духи, которые во время телесной жизни были слепыми, говорили нам, что душой видели некоторые вещи и что они не постоянно были погружены в совершенный мрак.
Нужно отличать видения случайные и самопроизвольные от так называемой способности видеть духов. Первые повторяются довольно часто, в особенности в минуту смерти особ, которых мы любили или знали и которые являются известить нас, что оне не принадлежат уже к этому миру. Есть множество примеров подобных фактов, не говоря уже о видениях, являющихся во сне. Иногда это бывают также родные или друзья, которые хотя и умерли давно, но являются для того, чтобы или предупредить нас об опасности, или подать нам совет, или, наконец, попросить услуги. Услуга, которую может попросить дух, состоит большей частью в исполнении того, чего дух не мог сделать при жизни, или же в наших молитвах о нём. Эти явления духов - отдельные факты, имеющие всегда индивидуальный и личный характер, и не составляют медиумической способности как таковой. Способность эта заключается в возможности видеть, если не постоянно, то по крайней мере очень часто, различных духов, даже совершенно посторонних нам.
Из числа медиумов видящих некоторые видят только вызываемых духов, которых они могут описать с величайшей точностью. Они описывают со всеми подробностями их жесты, выражение и черты лица, костюм и даже чувства, которыми духи, повидимому, одушевлены. У других же эта способность более обща. Они видят всё духовное население, которое суетится, ходит взад и вперёд, как бы занятое своими делами.
Однажды вечером мы вместе с одним медиумом видящим слушали оперу "Оберон". В зале много мест пустовало. Из них некоторые были заняты духами, которые, повидимому, также принимали участие в спектакле: одни из них подходили к зрителям и, казалось, слушали их разговоры. На сцене происходило другое зрелище. Позади актёров духи весёлого нрава забавлялись, передразнивая их, подражая их жестам и представляя их в смешном виде. Другие, более серьёзные, казалось, воодушевляли актёров и старались придать им энергии. Один из них постоянно находился подле главной певицы. Мы думали, что он находится при ней с какими-нибудь легкомысленными намерениями. Когда занавес опустился, мы его позвали, и он упрекнул нас с некоторой строгостью в нашем дерзком о нём суждении. - "Я не то, за что вы меня принимаете, - сказал он, - я её направник и дух-покровитель, мне поручено руководить ею." После нескольких минут разговора довольно серьёзного, он оставил нас, сказав: - "Прощайте; она в своей ложе. Мне надо опекать её." Мы вызвали потом духа Вебера, автора оперы, и спросили его, что он думает об исполнении его творения. - "Не так уж дурно, - отвечал он, - но как-то вяло. Актёры просто поют, и не более того. Нет вдохновения. Погодите, - прибавил он, - я всё-таки попробую придать им священного огня!" Тогда его увидели на сцене, носящимся над актёрами. Казалось, из него исходил ток и изливался на них. В эту минуту заметно было, что они пели с гораздо большим воодушевлением.
Вот другой факт, доказывающий влияние, какое духи могут иметь на людей без их ведома. Мы были, как и в тот вечер, в театре, только с другим медиумом видящим. Начав разговор с одним духом-зрителем, он сказал нам: - "Вы видите этих двух дам, сидящих одних в ложе первого яруса? Я сделаю так, что оне оставят залу." Сказав это, дух удалился, и его увидели сидящим в той ложе и говорящим обеим дамам. Вдруг эти дамы, бывшие весьма внимательными к спектаклю, взглянули друг на дружку, казалось, посоветовались между собой, потом вышли и не возвращались более. Дух сделал нам тогда комический жест, чтобы показать, что он сдержал слово. Но мы более его не видели и не могли расспросить его о подробностях.
Таким образом, мы много раз были свидетелями той роли, какую играют духи между людьми. Мы наблюдали их в различных местах, в собраниях, на балу, в концерте, во время проповедей, на похоронах, на свадьбах и всегда находили их разжигающими дурные страсти, внушающими раздор, подстрекающими к ссорам и восхищающимися своими подвигами. Другие, напротив, старались отклонять это вредное влияние, но редко случалось, чтобы их слушали.
Способность видеть духов, без сомнения, может развиваться, но это одна из таких способностей, развития которой лучше выжидать, чтобы она произошла естественным образом, чем возбуждать её, если не желают подвергнуться обманам собственного воображения. Если зародыш этой способности существует, то она проявится сама собой. Вообще надобно быть довольным теми способностями, которыми Бог нас наделил, не гонясь за невозможным. Желая получить многое, рискуем потерять и то, что имеем. Когда мы сказали, что самопроизвольные видения духов повторяются довольно часто, то не хотели сказать этим, что явления эти обыкновенны. Что же касается до медиумов видящих, то они встречаются ещё реже, и нужно с осторожностью доверять тем, которые говорят, будто обладают этой способностью. Благоразумнее всего верить только положительным доказательствам. Мы говорим здесь не о тех, которые видят шарообразных духов, описанных нами выше, а только о тех, которые видят духов действительных.
Некоторые особы могут, без сомнения, обманываться весьма чистосердечно, но другие могут также обманывать из самолюбия или для своей выгоды. В таком случае нужно принимать во внимание характер, нравственную сторону и чистосердечие человека. Но лучшей поверкою в этом случае могут быть подробности портрета духа, описываемого медиумом, духа, которого он при жизни его не знал. Вот пример этому.
Одна вдова, с которой умерший муж сообщается очень часто, встретилась однажды с видящим медиумом, который не знал ни её, ни её семейства. Медиум говорит ей: - Я вижу духа подле вас. - Ах, - отвечает дама, - это, вероятно, мой муж. Он почти никогда не оставляет меня. - Нет, - говорит медиум, - это женщина преклонных лет; на ней странный убор. На лбу у неё белая повязка. По этой подробности и по другим приметам, описанным медиумом, дама узнала свою бабку, о которой она вовсе не думала в эту минуту. Если б медиум не имел действительной способности ясновидения, то ему было бы очень легко поддержать мысль этой дамы, между тем как вместо мужа, о котором думала дама, он видит женщину со странным головным убором, который никак не мог прийти ему в голову. Этот факт доказывает ещё, что способность видящего медиума не есть отражение какой-либо посторонней мысли. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Медиумы Сб Дек 20, 2008 8:54 pm | |
| 6. Медиумы-сомнамбулы
Сомнамбулизм можно рассматривать как видоизменение способности медиумической или, лучше сказать, это два рода феноменов, которые очень часто соединяются вместе. Сомнамбула действует под влиянием собственного духа. Её душа в минуты своего освобождения видит, слышит и ощущает вне пределов чувств. То, что она выражает, она черпает в самой себе. Её идеи вообще бывают более верны, чем в нормальком положении, её познания более обширны, потому что душа её свободна. Одним словом, она живёт отчасти жизнью духов.
Медиум, напротив, есть орудие разума постороннего. Всё, что он говорит, не от него происходит. Сомнамбула выражает свою собственную мысль, а медиум - мысль другого. Но дух, который сообщается с медиумом обыкновенным, точно так же может сообщаться и с сомнамбулой. Часто даже освобождённое состояние души во время сомнамбулизма делает это сообщение более лёгким. Многие сомнамбулы очень хорошо видят духов и описывают их с такой же точностью, как и медиумы видящие. Оне могут с ними разговаривать и передавать нам их мысли. Их сообщения, превышающие их личные познания, часто бывают внушаемы им другими духами. Вот замечательный пример, в котором двойное действие духа сомнамбулы и духа постороннего обнаруживается самым явным образом.
Один из наших друзей имел сомнамбулу, мальчика 14 или 15 лет, ума очень обыкновенного и образования весьма ограниченного. Несмотря на это, во время сомнамбулизма он обнаруживал чрезвычайно светлый ум и большую прозорливость. В особенности он отличался в лечении болезней и произвёл большое число исцелений, считавшихся чудесными. Однажды, давая консультацию одному больному, он описал болезнь его с совершенной точностью. - Это не всё ещё, - сказали ему, - надо теперь прописать лекарство. - Я не могу, - отвечал он, - моего ангела-доктора нет здесь. - Кого ты разумеешь под именем ангела-доктора? - Того, который диктует мне лекарства. - Разве не ты видишь лекарства? - О, нет, потому-то я вам говорю, что их диктует мне мой ангел-доктор.
Таким образом, в этом случае видеть болезнь было действием собственного духа сомнамбулы, который для этого не имел надобности ни в чьей помощи. Назначение же лекарств указывал ему другой; этого другого не было, и он ничего не мог сказать. Один он был только сомнамбула. Вспомоществуемый тем, кого он называл "своим ангелом-доктором", он был медиум-сомнамбула.
Сомнамбулическое ясновидение есть способность, свойственная организму и вовсе не зависящая ни от возвышенности, ни от развития и ни даже от нравственного состояния субъекта. Сомнамбула может быть ясновидящей и вместе с тем неспособной разрешать некоторые вопросы, если дух мало развит. Итак, та, которая говорит сама собою, может говорить вещи хорошие или дурные, истинные или ложные, быть более или менее деликатна и разборчива в своих действиях, смотря по большей или меньшей степени возвышения её собственного духа. В таком-то случае помощь постороннего духа может заменить недостаточность её познаний. Но сомнамбуле, точно так же, как и медиуму, может помогать дух-обманщик, легкомысленный и даже злой. Здесь-то в особенности нравственные качества имеют большое влияние для того, чтобы привлекать духов добрых.
7. Медиумы-целители
Об этом роде медиумов мы упомянем здесь только для памяти, потому что этот предмет требует изложения слишком обширного для нашей рамки: мы знаем, впрочем, что один медик из друзей наших имеет намерение трактовать об этом предмете в особом медицинском сочинении о внушении. Мы скажем только, что этот род медиумизма состоит в даре, которым обладают некоторые лица, исцелять прикосновением, взглядом, даже жестом без помощи всякого лекарства. Многие, без сомнения, скажут, что это не что иное, как магнетизм. Очевидно, что магнетический ток играет здесь большую роль. Но когда рассматривают этот феномен с вниманием, то без труда замечают, что здесь есть ещё что-то другое. Обыкновенное магнетизирование есть врачевание последовательное, правильное и методическое. Это же делается совершенно иначе. Все почти магнетизёры способны излечивать, если умеют только приняться за это как следует, тогда как у медиумов-целителей эта способность самопроизвольна и многие из них обладают ею, не слыхав даже о существовании магнетизма. Вмешательство тайной силы, которое обусловливает медиумизм, делается заметным в некоторых случаях. Оно очевидно, особенно если примут во внимание, что большая часть так называемых медиумов-целителей прибегает к молитве, которая есть не что иное, как вызывание.
Вот ответы, полученные нами на вопросы, предложенные духу относительно этого предмета:
Следует ли рассматривать особ, одарённых магнетической силой, как видоизменение медиумов? - "Вы не можете сомневаться в этом."
Медиум есть посредник между духами и человеком. Магнетизёр же, почерпая силу свою в самом себе, повидимому, не бывает проводником ничьей посторонней силы? Так ли это? - "Это ошибка. Магнетическая сила находится, без сомнения, в человеке, но она увеличивается действием духов, которых он призывает на помощь. Если ты магнетизируешь с целью излечить, например, и вызываешь доброго духа, принимающего участие в тебе и в твоём больном, то он увеличивает твою силу и твою волю, направляет твой ток и придаёт ему необходимые качества."
Есть, однако, очень хорошие магнетизёры, которые не верят в духов? - "Ты думаешь, что духи действуют на тех только, кто верит в них? Кто магнетизирует с доброй целью, тому помогают добрые духи. Всякий человек, имеющий желание сделать добро, призывает их, сам не подозревая этого, равно как желанием зла и дурным намерением он призывает злых духов."
Если бы тот, кто одарён магнетической силой, верил в явления духов, действовал ли бы он чрез это успешнее? - "Он делал бы такие вещи, которые казались бы вам чудесами."
Действительно ли некоторые особы имеют дар исцелять простым прикосновением, не прибегая к магнетическим приёмам? - "Наверняка. У вас имеется тому множество примеров."
В этом случае действует ли и магнетизм также или одно только влияние духов? - "И то, и другое. Эти особы - действительные медиумы, потому что оне действуют под влиянием духов. Но из этого не следует, чтобы оне были медиумы пишущие, как вы понимаете это."
Может ли способность эта передаваться? - "Способность - нет. Но может передаваться знание условий, необходимых для упражнения этой способности, если она есть. Так, иной мог бы и не подозревать, что имеет её, если бы не думал, что она ему передана."
Можно ли получить исцеление одной молитвой? - "Да, иногда, если Бог позволяет это. Но может случиться, что больному полезно пострадать ещё, в таком случае вы думаете, что молитва ваша не была услышана."
Есть ли для этого особенные формулы молитв, которые были бы действительнее других? - "Одно только суеверие может приписывать силу известным словам; и одни только невежественные и лживые духи могут поддерживать подобные идеи, диктуя всевозможные формулы. Впрочем, может случиться, что для людей, мало просвещённых и неспособных понимать вещи чисто духовные, употребление известной формулы будет содействовать увеличению их доверия, но и в этом случае действительна не формула, а вера, усиленная идеей, связанной с употреблением формулы."
8. Медиумы-пневматографы
Это название дают медиумам, способным получать непосредственное писание. Не все пишущие медиумы наделены этой способностью. Эта способность до сих пор довольно редка. Она, вероятно, развивается от упражнения; но практическая польза её, как мы сказали, ограничивается только тем, что она служит очевидным доказательством участия в явлениях тайной силы.
Только опыт может указать, обладают ли этой способностью. Следовательно, можно пробовать и, кроме того, спросить об этом у духа-покровителя посредством других способов сообщения. Смотря по большей или меньшей силе медиума, получают простые черты, знаки, буквы, слова, фразы и даже целые исписанные страницы. Достаточно для этого положить сложенный лист бумаги в какое-либо место или в место, указанное духом, минут на 10, 15, а иногда и на более долгое время. Молитва и сосредоточение мыслей есть необходимое условие. Поэтому почти невозможно что-нибудь получить в обществе лиц, недостаточно серьёзных или которые не будут воодушевлены чувством симпатии и благосклонности.
(http://www.abc-people.com/phenomenons/spiritism/v-16.htm) |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Медиумы Сб Дек 20, 2008 8:55 pm | |
| Медиумическая одаренность
Большинство иследователей считает медиумическую одаренность свойством, мало связанным (подобно музыкальности) с прочими характеристиками личности и с внешностью субъекта. Однако, с этим не все согласны. В ряде работ сообщаются "приметы" медиума: глаза разного цвета; пятнышки, крапинки на радужной оболочке глаз ("признак Максвелла"); нервность; чувствительность, податливость, неустойчивость настроения, капризность, раздражительность; наивность; развитая интуиция {164 — 4}. Поскольку медиумизм проявляется в явлениях психизма, то каждый медиум является сенситивом. Но его психическая одаренность не всегда предопределает эффективность медиумического действия, т. е. медиумическая и психическая одаренности неравнозначны. Так, например, замечено, что многие медиумы плохо угадывали карты в парапсихологических опытах, т. е. не отличались особой способностью к внечувственному восприятию /1350/. Но, в общем, медиумичность и прочая сенситивность в той или иной мере взаимосвязаны. Это подтверждается частой медиумичностью гениальных творческих личностей, ибо гениальность — одно из проявлений психизма. Известно, что Гете был сенситивом. Творчество Л. Толстого дает примеры паранормального проникновения в психический мир персонажей, иными путями для него недоступный (переживания матери, беременной женщины и т. п., описанные им с поразительной точностью) /1232/. Подобно сенситивности, музыкальности и другим артистическим талантам, медиумичность часто наследуется /1344/. Интенсивность медиумичности весьма разнообразна — от едва заметных проявлений и до феноменальной одаренности. Как и при других видах одаренности, чем интенсивнее медиумизм, тем реже он встрчается. Вообще же, слабый медиумизм — довольно распространенное свойство. В зачаточной степени он присущ многим, заметные его проявления свойственны нескольким процентам людей, но сильные — редкость /1248/. Полагают, что большинство женщин, хоть в слабой степени, но обладает медиумичностью, что женщин-медиумов раз в пять больше, чем мужчин и что их медиумичность возрастает во время менструаций /77, 1240, 1250/. Утверждают, что щедрые натуры привлекают сообщающихся, а эгоистичные — отталкивают и что чистые душой люди притягательны для П0 /131, 1181/. О распространенности медиумизма можно судить по тому, что в больших собраниях обычно встречаются настолько медиумичные люди, что П0 могут следить через них за происходящим. Об этом во многих местах упоминает А. Конан Дойль {47 — 11}. И нам П0 говорили об этом. Так, когда мы выразили сожаление, что из-за болезни медиума не смогли показать отшедшему телепередачу о зимней Олимпиаде в Лейк Плэсиде, он ответил: "А я смотрел на месте. Много медиумов". Сообщают, что медиумичность может быть инспирирована или усилена гипнотическим внушением, однако предостерегают от использования инспирированной медиумичности, так как при этом возможно неосознанное навязывание медиуму информации, которая затем им сообщается якобы от имени П0 /7, 1218/. Медиумическая одаренность порой проявляется не сразу, а выявляется постепенно, в ходе последовательных опытов /698/. Ее выявлению может способствовать индуктивное воздействие сильного медиума на новичка /497/. Эти особенности нам приходилось наблюдать, также, как и существенное усиление медиумического действия под влиянием воды и тепла. Это связывают с влиянием тепловой энергии и способности воды аккумулировать "од", несущий психическую энергию /967/. Так это или- нет, но мы убедились, что если использовать в качестве указателя букв, перемещаемого медиумом, поплавок, плавающий в прозрачной кювете с кипятком, поставленной на азбучный круг, то медиумическая связь начинает осуществляться лицами, обычно к этому неспособными. Медиумическая одаренность даже самых сильных медиумов может претерпевать изменения по разным причинам, временно ослабевать, а порой и полностью исчезать {168 — 6}. Так, сильнейший медиум Д. Юм на год потерял медиумичность после покушения на его жизнь. Резкое временное ослабление медиумичности Е. Паладино было следствием кражи ее имущества. Болезнь может сопровождаться ослаблением или потерей медиумичности. Известны случаи, когда потеря медиумичности была вызвана уходом привычного медиумУ гида или запретом связи, наложенным "с той стороны" в наказание за злоупотребление ею /70/. И мы, к сожалению, столкнулись с такими явлениями, что существенно затруднило и задержало наши работы. Однажды наш многолетний сотрудник внезапно лишился медиумичности, о чем через других медиумов П0 сообщил: "Он сильно провинился и его лишили связи. Он знает, чем виноват". Но медиум так и не догадался, в чем состояла его вина. Через несколько месяцев его способность восстановилась. Когда другой наш медиум также перестал действовать, П0 сказал через другого медиума: "Это временно. Вроде болезни. Пройдет". Однако, прошло уже более года, а медиумичность не восстановилась. Большинство исследователей медиумизма считает его полезным для общества явлением, которое нужно всемерно развивать и использовать, поскольку он способствует устранению страха смерти и суеверий, а также обеспечивает связь с дорогими П0 и познание условий предстоящей жизни {165 — 6}. Но антагонисты, мало знакомые с вопросом, считают медиумизм родом душевного расстройства /457/. Высказывались мнения о вреде медиумических опытов для организма сенситива. Об этом преимущественно говорили критики медиумизма, не имеющие значительного личного опыта в этой области {166 — 6}. Беспорно, что паталогические отклонения в этой области (как и во всех прочих) имеют место. Это нервные расстройства, которым могут сопутствовать галлюцинации, бред, истерия и т. п. /414, 685/. Однако, обобщение опыта медиумизма за много десятилетий показывает, что отрицательные последствия занятий медиумизмом являются исключением, а не правилом. Приводятся статистические данные об их безвредности при разумной постановке (без чрезмерной эксплуатации медиумом своих способностей) и даже об их полезности {167 — 6}. Полагают, что они лишь утомляют, как и всякая другая работа /70/. Имеются примеры нормальной жизненной судьбы и долголетия медиумов, даже при весьма интенсивном использовании их способностей. В их числе Указывают на медиумов Э. Пайпер и Г. Леонард /96, 1064/. Случаи печальной судьбы медиумов обычно связаны с пьянством и другими пороками. Среди профессиональных медиумов это не было редкостью. Считают, что медиумизм опасен для латентных психопатов, хотя было много случаев, когда сильные медиумы прожили нормальную жизнь, обладая существенными врожденными расстройствами нервной системы /557/. Так, по данным Ц. Ломброзо, Д. Юм был истериком, Слэд — эпилептиком, а Э. Эсперанс и Е. Па-ладино страдали и тем и другим расстройствами в легкой степени /93, 1222/. При слабом уровне медиумической одаренности, который необходим для наших исследований, занятия медиумизмом можно считать вполне безопасными. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Медиумы Сб Дек 20, 2008 8:55 pm | |
| Критерии медиумичности
Мы уже говорили, что самый сильный сенситив может быть плохим медиумом и, наоборот, сравнительно мало психически одаренный человек — хорошим. Поэтому уровень психической одаренности, сам по себе, еще не характеризует медиумичности. Для оценки способностей медиума основными являются два показателя — его управляемость и его светимость. Управляемость. Эффективность медиума не всегда соответствует интенсивности его видимых действий. Нередки случаи, когда, скажем, автоматические движения медиума быстры и сильны, но бессмысленны, неинформативны: данный медиум плохо поддается направляющему влиянию сущности, сообщающейся через него; он неуправляем. И, наоборот, встречаются медиумы с умеренными проявлениями психизма, но четко и без излишней суеты передающие сообщаемое: их управляемость высока. Светимость. Под этой характеристикой подразумевается способность медиума привлекать внимание сообщающихся к открывшейся "линии связи". Эта способность названа светимостью потому, что сообщающиеся часто говорят, что "видят" действующего медиума по "свету", который он излучает {178 — 8}. Например: "Почему не приходил к нам на юге?" "Не видел света. M1 слабо светит" "А как сейчас?" "М2 — сильный свет. Узнаю о разговоре по свету и лечу к вам по лучу". (M1 и М2 — медиумы). Приводят описание сообщающимся медиумического сеанса: он видит как бы "болотный огонек" и участников опыта в его свете, "говорит в огонь" и "слушает из огня" /1218, 1219/. Неясно, как П0 распознает, что "свет" относится именно к нему. Это не всегда удается: "Скажи, почему N не приходит?" — "Видать не видит". "Ты же видишь!" — "А я всегда на вас смотрю. Я к вам приставлен". Если медиум способен одновременно транслировать несколько разговоров (как Э. Пайпер в расцвете дарования), то П0 говорят об его отдельных "светах". Это хорошо разделенные каналы связи: в них могут возникать помехи от вмешательства сторонних П0 и других причин, но не перекрестные помехи /158/. Неясно, связана ли со светимостью медиума его способность "освещать", делать зримыми для стороннего сознания мысли других участников опыта. С общим уровнем его психической одаренности эта способность, по-видимому, связана. Она противопоказана при опытах установления самоличности П0. За ее отсутствием приходится внимательно следить при опытах, излагаемых в третьей части книги. Типы медиумов. Медиумы подразделяются на ряд типов по следующим признакам. Во первых, различают медиумов универсальных и специализированных на использование одного какого-либо психического явления. При слабом медиумизме, на использование которого мы рассчитываем, специализация встречается чаще. Далее, отличают медиумов бодрствующих от трансмедиумов действующих в бессознательном состоянии. Промежуточным между ними является тип медиумов, действующих в "полутрансовом", иначе — экстатическом состоянии, которое называется также "бодрствующим трансом". Наконец, различают медиумов бессознательных, узнающих содержание сообщения лишь по мере его воспроизведения, и сознательных (иногда их называют интуитивными), осознающих содержание сообщения еще до окончания его медленного воспроизведения. Последнее встречается чаще. Это плохо, так как сознательный медиум не всегда уверен, что сообщаемое от него не зависит. Сомнения отступают, когда принуждение Содержание") ясно ощущается, приводя к сильным автоматическим действиям, но это бывает не всегда. Убеждают в независимости сообщаемого и случаи изменения послания в процессе его воспроизводства — в сознании медиума мелькнуло одно, а сообщается другое /6, 461/. Важным положительным качеством медиума является его пассивность. Желательно, чтобы он не был информирован об участниках опыта и его целях и не был заинтересован в содержании разговоров {179 — 4}. Лишь отдельные исследователи считали, что порой может принести пользу волевое усилие медиума /43/. Большинство же полагает, что пассивность медиума снижает опасность воздействия его П на сообщаемое. Эту опасность усугубляет склонность сообщающихся заимствовать мысли и готовые выражения из тезауруса медиума, что облегчает для них разговор. В склонности к этому они иногда признаются /318, 1211, 1225/. Взаимодействие с участниками опыта. Если к медиуму невысокой одаренности присоединяется участник, то действие медиума в большинстве случаев улучшается. О "помогающих" медиуму участниках можно думать, что они обладают зачатками медиумической способности. Реже встречаются лица, резко ухудшающие, "гасящие" действие медиума. В чем причина такого их свойства, неясно. По данным нашего опыта, это не обязательно антагонистично настроенные лица — иногда тормозящее действие оказывает вполне благорасположенный участник в силу неизвестных нам особенностей его конституции. Объединение усилий двух медиумов не всегда приводит к улучшению связи. Часто действия при этом усиливаются, но становятся хаотичными и лишенными смысла. Возможно, это связано с несогласованностью автоматических реакций медиумов, а, быть может, дело в затруднительности для П0 управлять "тендемом" равноценных медиумов. Но бывают и случаи, когда силы медиумов гармонично складываются /1243/. Подсоединение к медиуму более, чем одного участника обычно не дает дополнительного улучшения. Здесь мы уже переходим к условиям коллективного опыта со многими участниками, успех которого во многом зависит от постепенной "приработки" участников друг к другу (от так называемой "гармонизации кружка"). Но и эффективность действия медиума с одним помощником во многом зависит от их взаимосогласованности. Примером может служить эффективность экспериментов профессора Цолльнера с медиумом Слэдом, которые другим исследователям не удавалось воспроизвести ни со Слэдом, ни с другими медиумами, что объясняли особой "каталитической способностью" Цолльнера {180 — 4}. Влияние на уровень сообщений. Высказывались мнения, что при коллективных опытах уровень получаемых сообщений зависит от умственного и духовного развития участников и что получение ложной информации и вмешательство низменных П0 происходит в результате дисгармоничности кружка {181 — 8}. Точно также и при отдельном действии медиума уровень и информативность получаемых через него сообщений предполагали зависящими от его развития /59, 323, 1209/. Подтверждение этому видели в случаях, когда даже "высокие" П0 говорили на жаргоне малообразованного медиума, объясняя это тем, что "пользуются имеющимся в его мозгу" /319, 1223/. Некоторые уточняли эти наблюдения отмечая, что уровень сообщений соответствует развитию медиума когда он действует в сознательном состоянии, и может значительно превышать его, когда он в трансе /319/. Но встречаются и утверждения, что представление о зависимости уровня сообщений от развития медиума сильно преувеличено, что этот уровень в основном зависит от того, кто сообщается /43, 1224/. Наш опыт подтверждает это мнение. Во многих случаях интеллектуальность П0 и стиль его речей были сходными, будь медиум мальчиком 10 лет или эрудированным инженером, или домашней хозяйкой. В других случаях наблюдались, правда, определенные и характерные изменения в словаре П0 и, в меньшей степени, в духе сообщений при его разговоре через разных медиумов. Зависимость характера сообщений от медиума безусловно имеет место. Эта зависимость непроста и будет более подробно рассмотрена в следующих главах. Здесь же, в итоге рассмотрения медиумической одаренности и видов медиумизма, нам хотелось бы подчеркнуть следующее: усиление используемой медиумической одаренности приводит не только к положительным результатам, но и к нежелательным для выяснения самоличности П0 явлениям; их можно предотвратить, правильно выбирая вид и уровень используемой медиумической одаренности. |
| | | Гость Гость
| Тема: Re: Медиумы Сб Дек 20, 2008 8:56 pm | |
| Некоторые выдающиеся медиумы
История медиумизма донесла до нас имена медиумов высокой одаренности. Не все сведения о них вполне достоверны и не все имена не запятнаны случаями фальсификации явлений ради корысти и популярности или из-за вмешательства извне. Назовем несколько имен, вклад которых в медиумизм наиболее весом. Д. Юм. Это один из наиболее одаренных сенситивов, известных истории, может быть самый одаренный. Проявления его одаренности особенно впечатляли потому, что осуществлялись в почти сознательном состоянии ("бодрствующего транса"), обычно на свету и были разнообразны: он был медиумом универсальным. Мы уже упоминали о нем при изложении явлений психизма, в том числе левитации, огнестойкости, проникновения в астрал и т. д. След, оставленный Юмом в психизме, главным образом касается утверждения истинности явлений психизма и в меньшей степени — утверждения самоличности П0, то есть их существования: этот, основной для медиумизма, вопрос часто отходил на второй план, заслоненный поразительностью самих явлений. Поэтому можно считать, что способности Юма были медиумизмом не до конца использованы. Сведения о Д. Юме можно встретить во многих изданиях; имеются и автобиографические книги {182 — 13}. Большой заслугой Юма является его сотрудничество с учеными, старавшимися выяснить природу медиумизма, в том числе с таким видным исследователем, как В. Крукс. Все современники, работавшие с Юмом, свидетельствуют о его исключительной честности. Он всегда требовал самого тщательного контроля своих опытов, считая контроль непременным условием доказательности результатов. Известно, что большая часть попыток обмана при медиумических опытах происходит, когда медиум находится в бессознательном состоянии и не может контролировать вмешательств "извне". Неполный транс Юма предохранил его от этого, что обеспечило ему уважение современников. Лишь в наши дни была сделана запоздалая попытка очернить Юма с помощью необоснованных измышлений, несостоятельность которых вскоре была разъяснена в ряде опубликованных работ (см. главу 5). Э. Эсперанс была сильнейшим медиумом, осуществлявшим материализации. Отличалась бескорыстием, честностью и длительным служением медиумизму, которое она считала возложенной на нее свыше миссией. Она, также, как и Юм, описала свой путь в медиумизме в автобиографической книге; значительное внимание уделил ей в своих трудах А.Н. Аксаков {183 — 4}. Редкая ее особенность состояла в том, что во время опытов она находилась не в светоизолированной кабине, как это обычно при материализациях, а вне нее, среди участников, которые могли одновременно наблюдать при красном свете и медиума и фантома, а иногда и формирование последнего. Фантомом часто бывала полностью материализованная девушка "Иоланда", которая охотно разговаривала с участниками, проводила опыты по быстрому выращиванию растений и не имела видимых отличий от обычного человека. Наряду с материализациями, на счету Эсперанс и ряд доказательных свидетельств существования П0. Е. Паладино. Противоположностью Эсперанс была Евзапия Паладино, итальянская крестьянская девушка, получившая известность и некоторую состоятельность благодаря своему медиумическому дарованию. Реальные психические проявления чередовались у нее с обманными действиями, что приводило работавших с нею ученых к противоречивым выводам: скептики из ОПИ, заметив обман, ставили крест на всех результатах, а более вдумчивые французские и итальянские исследователи старались предотвратить и отсеять фальшь и выявить все положительное {184 — 12}. Сама Паладино относила обман на совесть потустороннего руководителя своих опытов (гида) "Джона Кинга" и предупреждала экспериментаторов: "Я буду без сознания, следите за всем сами". Ее проявления относились к категории "физических": ПК всех видов и фрагментарные материализации, которые обеспечивали получение оттисков, а порой и действия, принимавшиеся за обманные1. Опыты с Паладино были посвящены выяснению реальности явлений психизма и мало что дали для медиумизма. К. Фокс. Одна из сестер Фокс, участниц эпизода с "Рочестерскими стуками", ознаменовавшего начало периода "новейшего медиумизма". Сильный медиум не безупречной репутации /1127/. Наиболее выдающимся ее достижением явились пятилетние опыты с банкиром Ливермором, которых мы уже касались выше {113 — 6} Эти опыты выполнялись на четырех различных квартирах Ливермора, что говорит об их достоверности, поскольку о месте опыта медиум узнавал в последний момент и не мог к опыту подготовиться. Обычно опыты проводились наедине с Ливермором и лишь изредка еще с одним приглашенным и оставляли пребывающие следы, что исключало предположения о гипнозе. Доказательность этих опытов не ограничилась внешним сходством фантома с отшедшим — единственным обычно доказательством опытов с материализацией. Дополнительными доказательствами явились сходство почерка, которым фантом писал записки2 на незнакомом медиуму языке прижизненным почерком отшедшей, интимный смысл получаемых сообщений и постепенность развития и совершенствования материализации: первые намеки на материализацию фантома появились лишь при 24-ом опыте, окончательно фантом сформировался к 43-му опыту и продолжал являться вплоть до 388-го опыта, иногда в сопровождении фантома Б. Франклина. Реальность фантомов подтверждалась тем, что они отражались в зеркалах, отбрасывали тени, оставляли пребывающие следы (записки, перемещенные предметы и т.п.), давали фантомальные образцы материй своих одежд и цветы, которые постепенно "таяли" на ярком свету и исчезали без следа. Сами фантомы выдерживали неяркий свет фонаря несколько минут, постепенно расформировываясь. Одаренным медиумом была и вторая сестра — М. Фокс /305, 474/3. Ф. Кук. Ее репутация, как человека, весьма сомнительна (алкоголизм, случаи обмана, попытки шантажа). Но вклад ее в исследования психизма оказался очень значительным в результате проведения большого цикла опытов с выдающимся английским ученым, президентом Королевского Общества В. Круксом и отдельных успешных опытов с русскими учеными А.Н. Аксаковым и академиком A.M. Бутлеровым {185 — 5}. Наибольший интерес среди опытов с Ф. Кук представляет их часть, касающаяся проявлений гида "Кэти Кинг". Эти опыты послужили поводом для инсинуаций /445, 541/, вздорность которых была вскоре разоблачена {11 — 7}. К сожалению, клевета легко находит отклик, а разъяснения не привлекают к себе внимания. Это видно на примере следующих опытов, проведенных в лаборатории В. Крукса. Медиум находился в неосвещенной библиотеке. Материализованный фантом выдавал из библиотеки книги, указываемые экспериментаторами, находившимися в соседней освещенной комнате. Чтобы исключить возможность обманных действий медиума, его обязывали держать в руках смоченные электролитом электроды, включенные вместе с зеркальным гальванометром в цепь тока. Шкала гальванометра была перед глазами участников, но невидима медиуму. Концентрацию электролита изменяли от опыта к опыту, соответственно изменялась и регулировка схемы, обеспечивающая нахождение блика гальванометра в пределах шкалы. Медиум не мог запастись эквивалентным себе сопротивлением, так как заранее оно никому не было известно. Даже если бы он им располагал, он не мог бы им себя подменить, так как для этого было неизбежно или разорвать на мгновение цепь, или уменьшить ее сопротивление вдвое, что вывело бы блик за пределы шкалы, тогда как он лишь медленно смещался из-за постепенного изменения сопротивления контактов. Этот способ был высоко оценен А.Н. Аксаковым /10/. Он безусловно исключил для медиума возможность манипуляций. Это не помешало появлению в журналах /1353, 1354, 1368/ статей, голословно отрицавших эффективность этого способа контроля. Их вздорность убедительно разъяснена в журнале /1385/, однако скептики продолжают приводить их, как пример наивности или нечестности Крукса. Так создаются легенды о недостоверности явлений психизма и медиумизма. К. Мирабелли. Высоко одаренный современный бразильский медиум универсального дарования. Истинные проявления чередуются у него с попытками обмана. Явления осуществляются и в темноте, и на свету /499, 1275, 1523/. В их числе целительство, чтение мыслей, ясновидение, левитация, приносы, генерация и гашение огня, дистанционная транслокация, получение оттисков в закрытых пространствах, фантомогенез.. Образованный им полностью материализованный фантом был обследован врачами, установившими его физиологическую реальность. Неполностью материализованный фантом был на ощупь "подобен губке". Комиссия из представителей ученых, администрации, общественности и священнослушателей подтвердила реальность психических явлений, которые демонстрировал этот медиум. X. Бьернссон. Этого сильного исландского медиума подробно исследовали видные парапсихологи И. Стивенсон и Е. Харальдссон, приезжавшие для этого в Исландию и организовавшие затем приезд медиума в США /1316, 1318, 1319/. Наиболее удивительное из проявлений этого медиума состояло в том, что, находясь наяву в большой аудитории, он "видел" ряд явившихся П0, называл их имена, сообщал подробные сведения о них, к кому из присутствующих (неизвестных медиуму) они пришли, проводил беседы П0 с ними. Иногда сразу являлись П0 двух поколений и удавалось узнавать от них сведения, неизвестные присутствующим, а затем удостовериться в их правильности. Скептики предполагали, что все объясняется поразительной памятью медиума, который помнит сведения о многих жителях немноголюдной Исландии, выбирает из присутствующих тех, об отшедших родственниках которых он осведомлен, и инсценирует разговоры с П0. Этому предположению противоречат результаты опытов, проведенных в США с участием 10 студентов, заведомо неизвестных медиуму. В чужой ему стране, с незнакомыми людьми, в условиях лаборатории, были получены показательные данные. Положительными были и результаты опытов, при которых медиум находился в бессознательном состоянии (в трансе) и потому не видел присутствующих. В числе являвшихся в США П0 были отшедшие, о смерти которых никто из присутствующих не был осведомлен. Тщательная проверка ряда случаев, когда Бьернссон получал от По сведения, которые не мог знать никто из живущих и правильность которых затем подтверждалась, привела Стивенсона и Харальдссона к убеждению, что, несмотря на исключительную психическую одаренность этого сенситива, он не мог получить эти сведения иначе, как от П0. Намечены дополнительные опыты для подтверждения этого вывода исключительной важности. Д. Джонсон. Этот выдающийся современный медиум, также, как и Бьернссон, утверждал, что, обладая ясновидением, часто видит П0 в их досмертном виде, в образе реальных людей, иногда неразличимых для него от живущих, и приводит примеры соответствующих случаев /624/. Можно было бы продолжить этот перечень, так как вне него осталось много не менее достойных упоминания имен, но мы ограничимся лишь одним из них, наиболее значительным для медиумизма.
http://rassvet2000.narod.ru/vemz/11.htm |
| | | | Медиумы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |
|